Подробная информация по телефону:
8 (8362) 45-08-37

safety

Утверждаю

                                                                                  Начальник ПОУ «Йошкар-Олинская

                                                                                         СЮАШ-Центр «СТК»

                                                                                         РО ДОСААФ России Республики Марий Эл

                                                                                                    __________________   В.Л.Ершов

 «      »__________________20   г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации образовательного процесса

   (ПОУ СЮАШ-Центр «СТК» ДОСААФ)

г. Йошкар-Ола, 2016 год

 

 Настоящие рекомендации определяют основы организации образовательного процесса в Профессиональном образовательном учреждении «Йошкар-Олинская специализированная юношеская автомобильная школа – центр «СТК» Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии,авиации и флоту России» Республики Марий Эл(далее — Образовательное учреждение), которое реализует программы профессионального обучения.

Образовательный процесс организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими действующими нормативно-правовыми актами.

Основными задачами образовательного процесса являются:

— удовлетворение потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством профессионального обучения; формирование у лиц, обучающихся в образовательном учреждении, гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности активности.

Профессиональное обучение — подготовка (переподготовка) водителей транспортных средств различных категорий по профессии «Водитель автомобиля» в Образовательном учреждении организуется в соответствии с требованиями Федерального законаот 10 декабря

1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4029; N 48, ст. 6165) (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального законаот 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165), на основании

Правилразработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлениемПравительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816), Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября2013 г., регистрационный N 29969),Примерными программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408).и других нормативных правовых документов.

Основой образовательного процесса являются практическая подготовка слушателей, выработка у них умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Прием на обучение осуществляется на основании «Правил приема и отчисления в Профессиональном образовательном учреждении «Йошкар-Олинская специализированная юношеская автомобильная школа – центр «СТК» Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии,авиации и флоту России» Республики Марий Эл. Лица, зачисленные для освоения программ профессионального обучения, именуются слушателями, а составленные из них группы — учебными группами.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Общие положения

Образовательная деятельность является основным видом деятельности образовательного учреждения и включает в себя организацию и проведение учебной и методической работы.

Цель образовательной деятельности состоит в том, чтобы подготовить в установленный срок выпускника, обладающего профессиональными знаниями, умениями, навыками, с сформированными компетенциями профессии.

Слушателям, после освоения программ профессионального обучения (переподготовке, повышении квалификации), прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство о профессии установленного образца. Образовательное учреждение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых требований безопасности создает слушателям условия, необходимые для освоения программ профессионального обучения. 

В образовательном учреждении сроки обучения по образовательным программам профессионального обучения устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения (количество часов).

Организация учебного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами профессионального обучения, расписанием учебных занятий для каждой профессии и формой получения образования. Образовательные программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе примерных образовательных программ подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Обучение организуется в несколько потоков (смен) с учётом полного и своевременного выполнения задания, равномерной нагрузки преподавателей и мастеров производственного обучения на протяжении всего учебного года и максимального использования учебно-материальной базы. 

Планирование и учёт результатов образовательной деятельности

 

Планирование образовательной деятельности представляет собой целенаправленную работу по определению основных целей, конкретных задач, важнейших организационных и методических мероприятий образовательнойдеятельности, их всестороннему обеспечению, согласованию по объему, месту и срокам проведения, организации руководства ею в процессе подготовки граждан по профессиям профессионального обучения.

Основные принципы планирования образовательной деятельности:

  • научность, реальность и оперативность планирования;
  • обеспечение организации и содержательной направленности обучения на подготовку специалистов в соответствии с заданными требованиями;
  • систематичность и последовательность подготовки специалистов;
  • максимальная эффективность использования объектов учебной материально- технической базы, лабораторного процесса, при подготовке специалистов;
  • правильность подбора и грамотной расстановки руководящего и обучающего состава;
  • непрерывность повышения научного уровня, культуры, профессиональной этики всех категорий руководящих работников и педагогического мастерства, преподавателей и мастеров производственного обучения через систему, повышения квалификации;
  • установление рационального распорядка дня образовательного учреждения и четкая организация всех видов его деятельности;
  • использование наиболее целесообразных технологий обучения путем правильного выбора и грамотного использования форм и эффективных методов обучения, рациональных методических приемов и средств воздействия на слушателей, внедрения инновационных методик обучения;
  • создание благоприятных психологических, гигиенических и эстетических условий для проведения всех видов занятий на высоком методическом уровне и организация целенаправленной творческой самостоятельной работы слушателей по усвоению программного материала, руководство этой работой и систематический контроль за ней;
  • обеспечение согласованности мероприятий образовательной деятельности;
  • удобство повседневного использования планирующих документов. Исходными документами при планировании являются:
  • организационно-методические указания по профессиям профессионального обучения;
  • приказы руководителя образовательного учреждения;
  • примерные образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  • мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
  • мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы.

Для непосредственной организации и проведения учебного процесса в образовательном учреждении разрабатываются:

  • образовательные программы профессионального обучения;
  • приказы о зачислении на обучение;
  • приказы о выпуске;
  • приказы об отчислении;
  • план повышения квалификации руководящего и обучающего состава образовательного учреждения;
  • расписание занятий на период обучения;
  • график очередности обучения вождению.

Приказы о зачислении на обучение издаются до начала занятий, а о выпуске после сдачи комплексного экзамена комиссии. По результатам повторных экзаменов издаются дополнительные приказы. Методическую работу целесообразно планировать не менее чем по 68 часов в месяц регулярно на протяжении всего учебного года.

Для учёта проведения занятий, посещаемости, оценки знаний, умений и навыков слушателей в образовательном учреждении ведётся следующая документация: 

  • журнал учёта занятий;
  • индивидуальная книжка учёта обучения на тренажёрах, транспортных средствах и практической работы на транспортных средствах;
  • путевой лист на транспортное средство;
  • журнал записи инструктажа слушателей на рабочем (учебном) месте при проведении практических занятий по вождению транспортного средства;
  • журнал учёта занятий является основным первичным документом, отражающим ход выполнения учебной программы.

Журнал ведётся на каждую учебную группу. Журналы по программам переподготовки так же ведутся на каждую группу, по предметам «Устройство и техническое обслуживание ТС», «Основы организации перевозок» и «Эксплуатация ТС и организация пассажирских перевозок» По предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы безопасного управления ТС» и «Первая помощь» производится запись в журналах учебных групп категории «В», «А», «А1»

Учет практических, занятий и тренировок ведется в индивидуальной карточке учета вождения транспортного средства.

Индивидуальная книжка учёта обучения вождению на тренажёрах, транспортных средствах ведётся на каждого слушателя. Она предназначена для учёта выполнения программ по вождению транспортных средств, и работ по техническому обслуживанию машин. В течение всего периода обучения она находится у слушателя. Заполнение книжки производится мастером производственного обучения (обучения вождению) после окончания каждого практического занятия (вождения).

Путевой лист на транспортное средство ведется мастером производственного обучения на каждый день. Ежедневное задание мастерам производственного обучения устанавливается на основании графика очередности обучения вождению автотранспортных средств.

Инструктаж слушателей проводится перед проведением первого практического занятия, 

Сроки хранения планирующей и учётной документации в образовательном учреждении: 

  • сводные расписания занятий на неделю — 1 год;
  • журнал учёта занятий, учёта регистрации инструктажа на рабочем месте, индивидуальные карточки учёта вождения транспортного средства- 3 года;
  • путевые листы — 1 месяц.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности образовательного учреждения. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации слушателей, а также итоговой аттестации.

При реализации представляемой Программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в соответствии со ст.13 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ». Реализация данной Программы может осуществляться с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций посредством сетевой формы реализации в соответствии со ст. 15 ФЗ- 273 «Закон об образовании в РФ». Условия реализации Программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Программы. Программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.

Учебные занятия проводятся в две смены:

Начало утренних теоретических занятий — 09-00, окончание -12-10.

Начало вечерних теоретических занятий – 17.30, окончание – 20.40.

Перерыв между занятиями –10 минут.

Учебные группы по подготовке водителей комплектуются численностью не более- 30 человек.

Образовательные программы профессионального обучения по профессии «Водитель транспортных средств категории«В», «А», «А1» учебные планы разрабатываются Образовательной организацией на основании соответствующих примерных программ подготовки водителей транспортных средств и примерных программ переподготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ, и согласованных о ГИБДД МВД РФ и Министерством транспорта РФ’ и других нормативных актов.

Сроки обучения устанавливаются исходя из объемов рабочих учебных планов и программ, режимов обучения, а также от количества слушателей и от количества мастеров производственного обучения вождению транспортных средств.

Занятия в Образовательной организации проводятся на основании расписаний теоретических занятий и графиков учебного вождения.

Основными формами обучения являются теоретические, лабораторно-практические, практические и контрольные занятия.

Продолжительность учебного часа теоретических и лабораторно- практических занятий — 45 минут, а практических занятий по вождению автомобиля — 60 минут, включая время на ежедневный контрольный осмотр автомобиля, постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену слушателей.

На теоретических и практических занятиях по отдельным дисциплинам учебные группы могут делиться на две подгруппы. Перечень этих дисциплин определяется директором образовательного учреждения в соответствии с учебными планами. Теоретические и лабораторно-практические занятия проводятся преподавателем, практические занятия по вождению автомобиля проводятся мастером производственного обучения вождению транспортных средств индивидуально с каждым слушателем.

Практические занятия по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии могут проводиться бригадным способом после изучения соответствующего теоретического материала по одной или нескольким темам.

Теоретические и лабораторно-практические занятия проводятся в классах (кабинетах) в составе учебной группы с целью изучения нового материала.

Занятия по практическому вождению проводятся индивидуально с каждым обучаемым на автотренажерах, автодромах и учебных маршрутах. К практическому вождению, связанному с выездом на дороги общего пользования, допускаются лица, имеющие достаточные навыки первоначального управления транспортным средством (на автодроме) и прошедшие соответствующую проверку знаний Правил дорожного движения. Порядок проведения промежуточной аттестации изложен в «Положении о промежуточной аттестации автошколы СЮАШ-Центр «СТК» РО ДОСААФ России Республики Марий Эл».

В случае, если слушатель показал неудовлетворительные знания или имеет недостаточные первоначальные навыки управления транспортным средством, ему предлагается дополнительное обучение после соответствующей дополнительной оплаты. В случае пропусков занятий по уважительной причине (болезнь, командировка, служебные и личные обстоятельства и т.п.) слушатель изучают пропущенную тему самостоятельно и отрабатывают ее с преподавателем дополнительно. Такие занятия проводятся бесплатно.

Образовательная организация отвечает за поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии и организацию предрейсового медицинского осмотра мастеров производственного обучения вождению. Проверка технического состояния автомобилей и проведение предрейсового медицинского осмотра отражается в путевом листе.

С целью упорядочения приема квалификационных экзаменов и предварительной проверки кандидатов в водители по базам данных водителей, лишенных права на управление транспортными средствами, образовательное учреждения не менее чем за 30 дней до окончания обучения направляют в МРЭО ГИБДД списки регистрации слушателей каждой учебной группы и заявку о приеме квалификационных экзаменов с указанием даты окончания обучения.

Образовательное учреждение, организация после завершения полного курса обучения очередного потока организует и проводит итоговую аттестацию. Порядок проведения итоговой аттестации изложен в «Положении об итоговой аттестации вПрофессиональном образовательном учреждении «Йошкар-Олинская специализированная юношеская автомобильная школа – центр «СТК» Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии,авиации и флоту России» Республики Марий Эл.

Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы профессионального обучения подготовки водителей, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Обеспечение образовательного учреждения бланками свидетельств осуществляется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Свидетельства об окончании обучения по программам подготовки и переподготовки водителей транспортных средств не являются документами на право управления этими транспортными средствами, а предъявляются в органы ГИБДД при сдаче квалификационных экзаменов для получения водительских удостоверений на право управления соответствующими категориями транспортных средств.

После прохождения итоговой аттестации выпускники сдают экзамены в подразделениях ГИБДД на получение водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами соответствующей категории.

Квалификационные экзамены в подразделениях ГИБДД проводятся в соответствии с действующей «Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами».

В случае утраты свидетельства образовательное учреждение выдает «Дубликат» на основании личного заявления и протокола экзаменационной комиссии. При ликвидации образовательного учреждения и организации «Дубликат» выдается образовательным учреждением на основании реестра.

Свидетельства об окончании обучения являются документами строгой отчетности, имеют серию и типографский порядковый номер. Учет выданных свидетельств осуществляется в образовательном учреждении по отдельному реестру.

Протоколы экзаменационных комиссий хранятся в образовательном учреждении в течение 15 лет.

Приказы по образовательному учреждению — 75 лет.

Остальная документация учебных групп хранится в течение 3-х лет, после чего уничтожается в установленном порядке.

Требования к проведению занятий

В целях оптимизации образовательного процесса, повышения качества подготовки слушателей время на изучение отдельных тем каждого предмета, а также последовательность их изучения могут быть изменены при условии полного выполнения основной программы профессионального обучения.

Не допускается замена практических занятий теоретическими и наоборот.

При подготовке специалистов применяются следующие основные методы обучения: устное изложение (объяснение, рассказ, лекция), беседа, показ (демонстрация, экскурсия, наблюдения), упражнения, самостоятельная работа. Указанные методы, как правило, применяются комплексно.

При реализации Программы по дистанционной технологии или электронном обучении теоретические занятия проводятся, как правило, при изучении сложных вопросов, требующих активной обратной связи, оперативного закрепления знаний, демонстрации видео материалов, плакатов, манекенов и т.п. Для проведения теоретического занятия преподаватель составляет план-конспект.

Преподаватель (мастер производственного обучения) обязан для каждого занятия выбрать наиболее целесообразные методы обучения, исходя из требований программы и условий его проведения: состава и уровня подготовки, степени сложности учебного материала, наличия и состояния учебного оборудования, места и времени проведения занятия, рекомендаций педсовета и предметных комиссий.

Самостоятельная подготовка (консультация) слушателям организуется и проводится под руководством ведущих преподавателей, мастеров производственного обучения. Каждое занятие должно состоять, как правило, из вступительной, основной и заключительной частей.

В этой части занятия преподаватель делает в журнале учёта посещаемости занятий отметки об отсутствующих, затем переходит к последующим элементам занятия в соответствии с его планом.

Теоретические занятия проводятся в составе группы и в индивидуальном порядке с целью изучения нового материала. Основной формой организации теоретического занятия является кабинетно-урочная система (урок).

Во вступительной части занятия преподаватель проводит краткий опрос слушателей по ранее пройденному материалу.

В основной части сообщается тема, учебные цели и учебные вопросы, выносимые на занятие, излагается новый материал.

Излагая новый материал, преподаватель должен увязывать его с ранее изученными темами, иллюстрировать (демонстрировать) основные положения примерами из практики. Объяснения (рассказ) вести с использованием имеющихся учебных пособий (оборудованных стендов, схем и плакатов), моделей и действующих агрегатов, узлов, механизмов, демонстрацией фрагментов, широко использовать имеющиеся технические средства обучения.

В ходе занятия следует строго соблюдать логическую последовательность изложения, принятую техническую терминологию. Необходимо обращать особое внимание на культуру речи, темп изложения материала, дикцию, эмоциональность иррациональное использование учебного времени.

При проведении теоретических занятий по устройству и техническому обслуживанию изучаемой техники учебный материал следует излагать в следующей последовательности: название агрегата (механизма, системы, прибора, сборочного узла); назначение, расположение и крепление, устройство и принцип действия(работы); основные характеристики, параметры регулировок и контроля; характерные эксплуатационные неисправности, их признаки, возможные причины, способы обнаружения и устранения; периодичность технического обслуживания.

Особое внимание следует обращать на знание обучаемых перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

В заключительной части теоретического занятия преподаватель отвечает на вопросы слушателей, подводит итоги занятия, даёт задание на самостоятельную подготовку.

Лабораторно-практические, практические занятия и тренировки проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний слушателя по изученной теме и привития им умений и навыков по выполнению практических работ по обслуживанию, выявлению и устранению простейших неисправностей изученных систем, агрегатов, приборов.

Лабораторно-практические, практические занятия и тренировки проводятся фронтальным и индивидуальным методами.

При фронтальном методе все слушатели по отделениям (бригадам, расчётам) одновременно выполняют одни и те же работы на одинаковой материальной части(агрегате, механизме, блоке и т.п.).

При индивидуальном методе, каждое отделение (бригада, расчёт) выполняет работу, отличающуюся от той, которая выполняется в то же время другими отделениями (бригадами, расчётами), или же одинаковую на таких же агрегатах (механизмах, блоках), но других марок (типов) техники.

Занятия по вождению автотранспортных средств проводятся индивидуально с каждым слушателем сначала на тренажёрах, затем на автодроме и после выполнения контрольных упражнений — на городских маршрутах (в населённых пунктах).

Занятия по обучению вождению проводятся лично мастером производственного обучения. При проведении занятий по вождению он должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортным средством соответствующей категории, документ на право управления транспортным средством соответствующей категории, копию лицензии образовательного учреждения на право ведения образовательной деятельности, схему учебных маршрутов, свидетельство о регистрации транспортного средства, Полис ОСАГО, путевой лист, график очерёдности обучения вождению.

В Индивидуальную карточку учета вождения транспортного средства записываются дата и номер отработанных упражнений, время практического вождения при выполнении упражнения (в часах), оценка, полученная слушателем за выполнение упражнения. Эти записи скрепляются подписями мастеров производственного обучения и слушателем.

Занятия по предмету «Первой помощи» проводятся врачом или медицинским работником, имеющим среднее медицинское образование, или лицом, прошедшим специальную подготовку при медицинском учебном заведении и имеющим соответствующее удостоверение (свидетельство).

Качественное проведение занятий требует от преподавателя (мастера производственного обучения) тщательной подготовки.

Подготовка к проведению занятия включает ознакомление с программой и методическими указаниями по данной теме (упражнению), анализ результатов предыдущего занятия, отбор необходимого учебного материала, подготовку учебно-наглядных пособий (материальной части, ЗИПА), технических средств обучения, проверку готовности учебно-материальной базы и подготовку места проведения занятия, выбор методов и приёмов обучения, определение мероприятий по обеспечению соблюдения мер безопасности и охраны труда при проведении занятия, составление задания слушателям для самостоятельной подготовки.

В течение периода обучения преподаватель (мастер производственного обучения) обязан проверять знания, умения и навыки слушателей с объявлением и выставлением оценок (зачетов) в журнале учёта занятий и в индивидуальную карточку учета вождения транспортного средства.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Учебная материально-техническая база образовательного учреждения — это совокупность материальных, технических средств и оборудованных объектов, предназначенных для обеспечения полного и качественного обучения слушателей по соответствующим программам профессионального обучения.

К учебно-материальной базе образовательного учреждения относятся: учебные и вспомогательные помещения: места, оборудованные для проведения практических занятий; техника; учебно-наглядные пособия; тренажёрные средства и технические средства обучения. Для обеспечения полной и качественной подготовки специалистов образовательное учреждение должно располагать необходимыми учебными кабинетами для проведения теоретических занятий, лабораторно-практических занятий по устройству и техническому обслуживанию транспортных средств, кабинетом «первой помощи», автодромом, площадкой учебной езды другими учебными объектами в зависимости от содержания реализуемых программ профессиональной подготовки,

Учебные объекты     должны иметь высокую техническую оснащенность, пропускную способность,             автономность            и          соответствовать        установленным        для      них требованиям безопасности.

Кабинеты предназначены для проведения теоретических и практических занятий с целью обучения слушателей как индивидуально, так и в составе учебных групп.

Кабинеты могут быть комплексные (многопрофильные), предназначенные для проведения занятий по всем темам одного или нескольких предметов и специализированные, предназначенные для отработки одной или нескольких тем какого- либо предмета.

Кабинеты для проведения теоретических занятий оснащаются макетами, техническими средствами обучения (компьютерами, мультимедиа системами, мониторами, проекторами, экранами и другими ТСО) с соответствующим программным обеспечением. Кабинеты должны иметь рабочее место (кафедру) преподавателя, столы и стулья из расчёта одновременной посадки 30 человек и, при необходимости, демонстрационный стол для показа узлов и деталей.

Для проведения занятий в образовательном учреждении должны также оборудоваться учебные компьютерные кабинеты. Программное обеспечение учебного компьютерного кабинета должно обеспечивать:

  • управление процессом обучения;
  • обучение основам компьютерной грамотности; возможность просмотра мультимедийных фильмов;
  • объективный контроль уровня подготовки слушателей;
  • документирование результатов контроля и накопление статистических данных;
  • возможность индикации состояния локальной сети и ее конфигурирование; возможность защиты от несанкционированного доступа.

Кабинеты для проведения лабораторно-практических занятий по устройству и техническому обслуживанию транспортных средств должны иметь оборудованные учебные места, обеспечивающие отработку упражнений каждой темы.

Оборудование кабинета должно обеспечивать:

  • выполнение практических работ (операций) по разборке, сборке, проверке и регулировке агрегатов и систем;
  • устранение неисправностей силами расчета с использованием комплекта ЗИП; соблюдение требований безопасности и дорожного движения.

Дополнительно могут использоваться плакаты. Количество оборудования на учебных местах устанавливается в зависимости от выбранного способа проведения лабораторно — практических занятий. При комплектовании кабинетов должны учитываться целесообразность применяемого оборудования, рациональное полное использование полезной площади, требования технической эстетики и правила техники безопасности. В ходе занятий за сохранность оборудования кабинета отвечает руководитель занятия. Разукомплектование учебного кабинета в процессе его использования запрещается.

Техническое обслуживание и ремонт объектов, тренажеров и других средств осуществляются согласно нормативной документации и в соответствии с мероприятиями по поддержанию средств УМТБ в исправном (работоспособном) состоянии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБОРУДОВАНИЮ учебной закрытой площадки

В соответствии с основными программами профессионального обучения начальное обучение практическому вождению должно проводиться на закрытых от движения площадках(автодромах). Закрытая площадка — это специально выделенный участок местности, на котором отсутствуёт дорожное движение, оборудованный для обучения, совершенствования контроля навыков вождения транспортных средств.

Может оборудоваться одна площадка на несколько образовательных учреждений и организаций, допускается аренда площадки.

Для обеспечения учебного процесса закрытая площадка должна иметь:

— твердое покрытие с коэффициентом сцепления колеса 0,7 — 0,8;

-для проведения занятий в темное время суток искусственное освещение обеспечивающее освещенность площадки не менее 20 лк;

-ограждение, исключающее попадание посторонних лиц на автодром;

-наклонный участок (допускается использование естественного рельефа местности) с твердым покрытием, обеспечивающим обучение навыкам остановки и трогания на подъеме.

При наличии земельного участка, достаточного для оборудования на нем мест для выполнения всех упражнений одновременно, производится его разметка при помощи постоянной разметки и устанавливаются конуса ограничительные (КС-1,КС-1-1, КС-1.2,’КС- 2.1. КС-2.2. КС.-2.3, КС3) и вехи стержневые (ВС-1. ВС-3) в соответствии со схемами упражнений.

Если по условиям местности или размерам площадки на ней невозможно оборудовать маршруты и участки для выполнения всех упражнений, то должно иметься съемное оборудование, позволяющие обозначать границы:

— конуса ограничительные (КС-1, КС-1.1, КС-1.2, КС-2.1, КС-2.2, КС-2.3, КС-3);

-вехи стержневые (ВС-1, ВС-3);

-столбик оградительный съемный;

-лента оградительная;

-разметка временная.

Площадка, предназначенная для подготовки водителей транспортных средств, должна быть оборудована и обеспечивать выполнение программ подготовки (переподготовки)  водителей транспортных средств, утвержденных приказами Минобразования и науки Российской Федерации, и других упражнений, разработанных и реализуемых в данном образовательном учреждении.

ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩЕГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Руководящий состав, преподаватели и мастера производственного обучения вождению образовательного учреждения комплектуются из Лиц, имеющих необходимое специальное образование, опыт педагогической работы,

В соответствии со штатом образовательного учреждения, требованиями тарифно-квалифицированных характеристик руководитель образовательного учреждения разрабатывает и утверждает штатное расписание образовательного учреждения, утверждает должностные обязанности работников, осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квалификации.

Принимаемые на работу в образовательное учреждение руководящий, преподавательский состав и мастера производственного обучения должны быть специалистами, подготовленными для педагогической, учебной и организационно -управленческой деятельности.

Общие требования, предъявляемые к специалисту.

Специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать  хорошим знанием основ преподаваемых предметов, широкой эрудицией, сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, непрерывно пополнять свои знания, расширять профессиональный кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления коллективами, навыками воспитательной работы среди слушателей.

Специалист обязан обладать высокими нравственными качествами, ответственно и творчески относиться к порученному делу.

Группы личностных качеств, которыми обязан обладать специалист: общечеловеческие качества; психофизиологические качества; деловые качества и организаторские способности; коммуникативные качества; профессиональные знания.

 Специалист должен знать:

основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, методических и организационно-управленческих задач; психолого-педагогические дисциплины: педагогику и др.; методы организации трудового обучения; специальные дисциплины; требования к охране здоровья слушателей;

современные требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов; применяемые средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки, принципы и приемы сбора, систематизации, обобщения и использования информации, проведения методической работы, подготовки информационных и методических материалов;

 Специалист должен уметь:

применять полученные знания в области педагогики и методики обучения при решении педагогических, учебно-воспитательных, и научно-методических задач с учётом возрастных и социально-психологических особенностей коллективов слушателей и конкретных педагогических ситуаций;

пользоваться разнообразными методами и формами обучения, прогрессивными приёмами

руководства учебной, трудовой, спортивной и творческой деятельностью слушателей;

использовать учебно-лабораторное оборудование, технические средства обучения и современную вычислительную технику;

выявлять индивидуальные особенности слушателей и влиять на их развитие;

осуществлять трудовое, нравственное, физическое, гигиеническое и другое воспитание

слушателей;

анализировать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, систематически   повышать свою профессиональную квалификацию, применять рациональные приёмы поиска, отбора и использования информации, ориентироваться в выпускаемой специальной литературе по профилю подготовки и смежным вопросам; осуществлять методическую деятельность; на практике применять знания в области охраны труда; вести лекционную и пропагандистскую работу.

Требования к квалификации педагогических кадров

 Требования к квалификации преподавателей по предметам:

«Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основыорганизации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организацияпассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортнымсредством» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование; действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Требования к квалификации преподавателей по предмету

«Устройство итехническое обслуживание транспортных средств» Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживаниетранспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Требования к квалификации преподавателей по предмету«Первая помощь»

Преподаватель по предмету «Первая помощь» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.

Требования к квалификации мастеру производственного обучения вождениюМастер производственного обучения вождению должен иметь:

высшее или среднее профессиональное образование;

документ на право управления транспортным средством соответствующей категории; документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории; непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет.

Преподаватели и мастера производственного обучения, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, должны в течение года с момента утверждения программы пройти обучение по программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя(водителя-инструктора) по подготовке водителей транспортных средств».

Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.

Квалификационные требования к преподавателям

Преподаватель должен:

планировать, организовывать и осуществлять деятельность по теоретическому и практическому обучению;

обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности используемого оборудования;

анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания,методов и средств обучения;

оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий, зачетов и экзаменов;

участвовать в разработке рабочих программ, учебных планов, задач, тестов, упражнений по соответствующей теме;

осуществлять выбор и использовать современные учебники и учебно-методические пособия;

изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии; обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;

своевременно и качественно осуществлять обслуживание применяемого в обучении оборудования

Квалификационные требования к мастеру производственного обучениявождению

Мастер производственного обучения вождению должен:

планировать, организовывать и осуществлять деятельность по обучению вождению;  проводить занятия по практическому обучению вождению на тренажерах и учебном транспортном средстве для отработки и совершенствования навыков вождения;

 проводить практические занятия по техническому обслуживанию транспортных средств; обеспечивать проверку технического состояния используемых транспортных средств и оборудования;

оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий и экзаменов; анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;

осуществлять выбор и использовать в процессе обучения современные учебники и учебно-методические пособия;

разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий по практическому вождению;

изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии; обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности; бережно относиться к учебному транспортному средству; своевременно и качественно осуществлять техническое обслуживание транспортного средства.

Наш адрес:
г.Йошкар-Ола
ул. Красноармейская д. 8
Подробная информация по телефону:
8 (8362) 45-08-37